© Издательская группа «АСТ

Книга недели: Джоанна Стингрей и Мэдисон Стингрей, «Стингрей в стране чудес»

dinalun
5 min readJun 17, 2019

--

В первом выпуске книжного путеводителя ИМИ — мемуары американки Джоанны Стингрей, «крестной матери ленинградского подполья», которая в середине восьмидесятых познакомила западную публику с рок-музыкой позднего СССР. Стингрей вспоминает о встречах с музыкантами «Алисы», «Аквариума» и «Кино», а также рассказывает об ухищрениях, на которые шли ее новые знакомые, чтобы обвести советскую номенклатуру вокруг пальца.

Текст: Иван Белецкий

Об авторах: Джоанна Стингрей — калифорнийская певица и продюсер, одна из главных популяризаторов советской музыки на Западе. В 1984 году Стингрей впервые приехала в СССР, крепко подружилась с советскими рокерами, а два года спустя выпустила в Штатах двойную пластинку «Red Wave» с песнями «Кино», «Аквариума», «Алисы» и «Странных игр». Мэдисон Стингрей — дочь Джоанны и редактор книги.

© Mark Humphrey and Joanna Stingray / CC

О чем книга: Действие «Стингрей в стране чудес» разворачивается в период с 1984-го по 1987-й годы, когда Джоанна регулярно приезжала в СССР. Через описание бесконечной череды знакомств, личных успехов и драм, любовных переживаний и деталей непритязательного советского быта Стингрей рассказывает историю едва ли не главного дела своей жизни («миссии», как называет ее сама автор) — выпуск винилового сборника «Red Wave», впервые познакомившего американцев с советским музыкальным андеграундом. Четыре группы, 24 песни — и первый шажок отечественных рокеров из подполья в большую индустрию.

Джоанна Стингрей и советские рокеры (БГ, Виктор Цой, Сергей Курехин, музыканты “Аквариума” и другие) © Joanna Stingray

Чем интересна: «Стингрей в стране чудес» — это захватывающий и живой путеводитель по ленинградскому музыкальному андеграунду, написанный наблюдателем из совершенно постороннего космоса. Помимо баек о тусовках с Цоем, Гребенщиковым, Курехиным и Кинчевым, которые раскрываются в книге Стингрей с совершенно неожиданной стороны, автор подробно делится секретами выживания и развития рок-субкультуры в условиях позднего застоя и перестройки. Как провезти друзьям-музыкантам гитару сквозь железный занавес? Как узнать, что за тобой следит КГБ? Как общаться с советскими чиновниками? Кто из знакомых стучит? В свете недавних скандалов вокруг отмен концертов, а также моды на советское звучание среди молодых русских групп история Стингрей звучит особенно актуально.

PPПрямая речь: «Когда я готовила книгу, то узнала, что вскоре после выхода [сборника] Горбачеву принесли готовую пластинку „Red Wave“, выпущенную в обход всех официальных советских инстанций. И Горбачев вдруг спросил: „А почему эти группы у нас не издаются?“ Это и стало началом выхода русского рока из подполья, группы стали писаться на „Мелодии“, издавать пластинки, ездить с гастролями, их даже стали выпускать с концертами за границу! Только когда я писала книгу, я поняла, что сделала вклад во что-то очень важное. Вау, я сделала что-то грандиозное, что навсегда изменило историю наших стран, а может быть, и всего мира!» (Источник: Meduza).

Цитата:

— Борис, мне ужасно неловко заводить об этом разговор, но что делать с красным Stratocaster’ом? (Джоанна привезла из США по просьбе БГ гитару Fender Stratocaster. — Прим ИМИ.) Таможенники все тщательно записали и сказали, что я обязательно должна вывезти его из страны.

— Не волнуйся, — ответил он небрежно. — Давай попьем чаю, все будет нормально.

В квартире я демонстративно каждую минуту смотрела на часы: «Борис, гита…» Не успела я в очередной раз открыть рот, как дверь распахнулась, и в комнату вошли Африка и Тимур с гитарным футляром в руках.

— Бог мой, спасибо! — сказала я. — Мне ужасно жаль, что надо забирать у вас гитару… После своего традиционного приветствия «Асса е-е!» и пионерского салюта Африка протянул мне футляр, который я тут же открыла. Внутри лежала гитара с выкрашенным в яркий красный цвет самодельным деревянным корпусом. Гриф, электрические звукосниматели, ручки переключения громкости и тембра, тремоло-рычаг — все было того же цвета и размера, что и на настоящем Fender’е. Серийный номер находился в нужном месте, и, сличив его с тем, что был записан у меня на обороте таможенной декларации, я убедилась, что он полностью идентичен.

Джоанна Стингрей и БГ © Joanna Stingray

— Вы сделали дубликат?! — потрясенная, не веря своим глазам, воскликнула я.

— Асса е-е! — с полным достоинства видом подтвердил Африка.

— Все в точности как записано у тебя в таможенной декларации. Разве что качество похуже. Ну и, как ты думаешь, таможенники поймут разницу? — он презрительно пожал плечами.

— Да никогда в жизни!

— Просто невероятно! — Что я еще могла сказать? Гитара была передо мной как младший, нескладный брат оригинального Stratocaster’а, неуклюже сконструированный из бог весть каких материалов. Впервые я получила возможность убедиться, как хитры на выдумки при необходимости люди в СССР. В Америке, не сталкиваясь ни с настоящими трудностями, ни с цензурой, я всегда жила по правилам. У этих ребят все было не так. Когда возникает проблема, они находят способ ее решить. Я смотрела на них: хитреца в глазах и веселые улыбки на молодых необузданных лицах.

Дополнительно:

Музыку для этой песни с участием Джоанны Стингрей написал Сергей Курехин. В записи и клипе участвовали Борис Гребенщиков, музыканты «Кино» и «Странных игр».

Джоанна Стингрей и БГ перепевают классический хит Сонни и Шер.

«Музыкальный ринг» с Джоанной Стингрей, 1987 год. В группе с американской гостьей играют Сергей Курехин, а также музыканты «Кино» Игорь Тихомиров и Юрий Каспарян.

Издатель: АСТ, 2019.

Купить: https://ast.ru/book/stingrey-v-strane-chudes-841604/

Подписывайтесь на ИМИ в социальных сетях:

Facebook | ВКонтакте | Telegram | Instagram

--

--

dinalun
0 Followers

Photographer, photo editor, curator @organicamagazine